Перевод статьи: www.budodojo.com/ResistanceLetter.htm
Автор: Дэн Пенрод (Dan Penrod).
Новые студенты, изучающие Айкидо, в последнее время часто спрашивают меня в письмах по электронной почте – подходит ли наше Додзе, чтобы при тренировке сопротивляться. Этот мотив был темой бесчисленных Айкидо-форумов. Вопрос был прислан мне множество раз от множества студентов. Часто я хотел написать единый ответ, который можно было бы адресовать каждому новичку, кто спрашивал меня об этом. Наконец, я решился. Вот ответ, который я послал следующему новичку. Эти комментарии отражают культуру, которую мы пытаемся взращивать в нашем Будо Додзе, и могут не соответствовать культуре вашего местного Додзе.
Использование сопротивления – «колючий» вопрос, не исключающий множества ответов. Но это хороший вопрос, и его необходимо задавать.
В Айкидо мы используем термины «наге» и «уке». Уке, как правило, начинает атаку... наге воспринимает атаки и броски или нейтрализует уке... уке воспринимает бросок и выполняет укеми. Термин «уке» относится к принимающему, как только что было описано, хотя очевидно, что оба партнера воспринимают что-то. Термин «наге» относится к бросающему, хотя и ответное действие часто является контактным или нейтрализующим, а не только непосредственно бросок.
Принимать «укеми», или получать бросок, это как «Инь» и «Ян» в порядке самообороны. Ты нападаешь, я бросаю тебя (защита «Инь»), ты принимаешь «укеми» и падаешь так, чтобы не пострадать (оборона «Ян»). Другими словами, это две стороны одной монеты, каждая с функцией защиты себя. Говоря по-другому, не выполняя хорошее «укеми», вы рискуете получить сильные телесные повреждения. Мы всегда думаем о самообороне, когда учимся принимать атаку и затем бросать или удерживать кого-то. Способность изящно получить бросок или удержание имеет не менее важное значение для самосохранения.
Я только что узнал, что один из видных соучредителей местных Додзе недавно окончательно и навсегда ушел из Айкидо. Его тело было настолько искалечено, что он не мог более тренироваться ни сам, ни даже обучать Айкидо. Этот человек примерно моего возраста. Я считаю, что это преждевременно покалеченное тело - следствие подготовки к борьбе, а не обучения успехам в Будо в целом. Настоящее Будо, на мой взгляд, призвано растить нас духовно. Оно также учит принимать и уважать партнера, вместо борьбы с соперником. Конечным результатом являются более просвещенные и умелые «будока» (мастера боевых искусств), которые могут продолжать тренироваться до глубокой старости, постоянно совершенствуя и перерабатывая свое искусство на протяжении долгих лет. С другой стороны, практика борьбы ограничивает возможности для вас и ваших коллег и не позволяет совместно изучить и понять правильные и неправильные движения. Данная практика становится упражнением в агрессии, сопротивлении, борьбе и часто приводит к разочарованиям. Эти слова, на мой взгляд, есть антитеза искусства. Если ваша цель состоит в том, чтобы выиграть следующий чемпионат UFC, то вы не в том боевом искусстве.
При этом, естественно, возникает вопрос: как вы поймете, не полная ли «фигня» то боевое искусство, которое вы практикуете, если вы не можете проверить это через физическое сопротивление? Естественный ответ – вы не можете. Именно поэтому есть место для физического сопротивления в нашей подготовке. Специфика и трудность нашего вопроса заключаются в том, как следует определять разницу между тем, что «правильно» и «неправильно».
Вот несколько заметок, как определить, что «правильно», а что «неправильно».
Никогда не отрицайте шансы другого студента на успех. Нет ничего страшного в том, чтобы обеспечить определенное сопротивление, чтобы показать вашему партнеру на слабые места в его технике. Но если вы полностью отрицаете возможность успешного выполнения техники вашим партнером, то вы отказываете ему в возможность когда-нибудь научиться технике. Ваша работа, как атакующего, заключается в том, чтобы помочь партнеру овладеть техникой. Иногда быть хорошим укеми – значит помогать вашему партнеру в нужном месте, чтобы он выполнил хороший бросок. Вы будете благодарны за этот правильный подход, когда ваша собственная техника не будет работать, а партнер поможет вам найти правильное движение.
Также не следует никогда ставить «стоимость» техники выше вашего партнера. Иными словами, если у вас есть выбор между успешным выполнением техники и безопасностью вашего партнера, вы всегда должны выбирать безопасность вашего партнера. Это кажется очевидным, но вы будете удивлены, когда понаблюдаете за собой и поймете, насколько сильным может быть желание преуспеть в технике несмотря ни на что. Особенно, если ваш партнер дается вам трудно. Будьте бдительными в такие моменты. Убедитесь, что вы не делаете слишком больно вашему партнеру. Убедитесь, что он имеет безопасное место для падения.
Всегда помните, что вы совершаете «восхождение на гору» вместе со всеми остальными студентами в Додзе, и что единственный путь к успеху – это восхождение на гору вместе. Вы помогаете другим, и они, в свою очередь, помогут вам, и вместе вы достигнете вершины. Это требует взаимного поощрения и уважения. Если инструктор говорит вам что-то или корректирует ваши движения – всегда благодарите его. Могут быть случаи, когда вы чувствуете, что критика является необоснованной. Тем не менее, вам следует поблагодарить инструктора. Речь не о том, правильна ли эта критика или неправильна. Речь идет о корректном отношении и взаимном уважении в Додзе. Поддержание уважения в Додзе и в самой вашей жизни – это самый важный урок, который вы когда-либо узнаете. Демонстрация искреннего уважения в Додзе взращивает культуру взаимного уважения и показывает, как вашим учителям, так и вашим коллегам, что вы понимаете это. Понимание, в свою очередь, позволит вам заработать большее уважение. Отсюда следует, что необходимо проявлять уважение к вашим коллегам, как старшим, так и младшим, потому что все они являются вашими учителями.
Если вы вызваны инструктором, чтобы участвовать в демонстрации техники, то ваша атака должна быть сильной, искренней и совершенной. Но это не подходящее время для реслинга или спарринга. Это время, когда преподаватель пытается проиллюстрировать принцип. Роль уке состоит в том, чтобы быть эффективным проводником техники, обращенной к другим ученикам на уроке. Это не время уке. И это не время Сенсея. Это время Додзе. Говоря за себя, хочу сказать следующее: когда я учу, то выбираю такого атакующего, который, по моему мнению, позволит лучше всего проиллюстрировать мою точку зрения на технику. Если я не доверяю тому способу, которым студент будет выполнять роль укеми, я не буду его использовать. Это очень просто. Это не вопрос, смогу ли я бросить или удерживать именно этого человека именно этой техникой. Это вопрос о том, как лучше всего я могу сообщить, что я хочу, чтобы студенты поняли. Студенты часто гордятся тем, что их вызвали стать уке для инструктора. И так и должно быть, ведь это дань уважения и доверия. Люди, которые выполняют роль уке для Сенсея, это, как правило, одни из лучших учеников в классе. Студент, который хочет получить эту форму признания и уважения, должен практиковать хорошее укеми.
Если вы практикуете с партнером, и вы или ваш партнер испытываете трудности с техникой – это хорошее время, чтобы попросить у инструктора разъяснения и консультации. Если вы в это время являетесь укеми для Сенсея, целесообразно быть сильным в атаке. Цель, как правило, в том, чтобы показать, как получить сильную атаку и реагировать эффективно, результативно и с ограниченными физическими силами. Инструктор сможет получить сильную атаку и адекватно реагировать на это нападение. Тем не менее, никогда не забывайте, что крайне агрессивное нападение может привести к крайне агрессивной реакции. Этот тезис возвращает нас к идее взаимного уважения.
«Скачки» по татами должны быть ограничены. Не устранены совсем, но ограничены. Если вы работаете с одним из сильных старших студентов, который сказал вам, что готов «играть» сильнее и быстрее – это нормально и необходимо. Однако студенты не должны бороться и перескакивать через несколько матов, прерывая тренировку других студентов. И это не должно продолжаться более 1 минуты. После 1 минуты следует сделать перерыв и начать все сначала. Это не борьба классов. Цели и мотивы должны быть разными. Это не спорт, и не «Смертельная схватка». Это духовная и физическая подготовка в Будо.
Иногда вам приходится встать в пару с «нежным» партнером, который плохо сопротивляется. В этом случае вам будет не хватать урока совсем, если вы будете сопротивляться вашему партнеру. Узнайте, как найти смысл в такого рода тренировке. Обучение тому, как реагировать на действия вашего партнера в мягкой манере, означает обучение «мягкому» укеми.
Легко забыть, что когда вы практикующий, то уже знаете, как партнер попытается бросить вас. Это дает ощущение, что можно сделать намного проще – блокировать технику вашего партнера. По сути, это (-) не равные условия. На продвинутых уровнях обучения такая возможность реализуется в практике «каеси-вадза» (откат) и в практике «о-е-хенка-вадза» (изменения методов работы). Однако данная возможность не может быть реализована в техниках «кихон-вадза» (основной метод). Начинающие должны быть направлены на обучение основным приемам, потому что это основа для всех будущих уровней мастерства. Этот тезис мы видим в правиле, которое было озвучено ранее – не отрицайте шансы вашего партнера на успех.
Оборотной стороной этой ситуации является то, что когда вы атакуете вашего партнера, вы отдаете себя в в его распоряжение. Вы должны верить, что ваш партнер будет получать вашу атаку, как дар, который позволяет вам обоим тренироваться и совершенствоваться. Вы должны верить, что партнер вам не повредит, а он, в свою очередь, должен стараться заработать и сохранить это доверие. Без взаимного доверия и искренности сделать полезным обучение невозможно.
Прочтите, пожалуйста, эти заметки тщательно, пока не поймете их смысл и намерения.
Спасибо, что задали столь важный вопрос.
Перевод на русский язык: Андрей Мордвинов.
|